Блог о транспорте и не только (kviten) wrote,
Блог о транспорте и не только
kviten

Categories:

Минский метрополитен. Московская линия.

Минский метрополитен - единственный в Беларуси, 9-й по времени открытия среди стран бывшего СССР, и четвёртый по пассажиропотоку (после Москвы, Петербурга и Киева). Сейчас в нём две линии и 29 станций, 14 из которых (практически половина!) построены уже во время независимости. Это наложило отпечаток и на архитектуру станций, самые новые имеют свой узнаваемый стиль, отличающий их от остальных метрополитенов советского типа.
В отличие от России, в Беларуси запрещена фотосъёмка в метрополитене, особенно строго это контролируется после теракта 11 апреля 2011 года и ряда других инцидентов. В канун 2015 года я производил официальную съёмку интерьеров Минского метро для проекта Энциклопедия нашего транспорта.
Предлагаю фотопрогулку по линиям метро Минска, начнём с Московской (первой) линии. В отличие от большинства городов бывшего СССР здесь исторически сложилось, что на схеме она отображается синим цветом (обычно в порядке очерёдности линии обозначались красным, синим и зелёным цветами). На настоящее время включает в себя 15 станций и связывает Юго-Запад и Северо-Восток Минска.


1. Уручье. Открыта в 2007 году, расположена на Северо-Востоке, единственная станция за пределами МКАДа.


2. Достаточно простая, но приятная в оформлении станция.


3. Движемся на юго-запад: Борисовский тракт.


4. Также открыта в 2007 году, характерной особенностью постсоветских станций являются колонны, "окольцованные" поручнями.


5. Восток. Станция открыта в 1986 году, названа по одноимённому микрорайону, доминантой которого сейчас является Национальная библиотека.


6. Поезда в метро Минска пятивагонные, представленными номерными завода им. Егорова и Метровагонмаша. На строящуюся в настоящее время линию Зелёный Луг (третью) есть амбициозные планы по закупке Штадлеров, посмотрим, воплотятся ли они в жизнь.


7. Московская. Конечная станция первого пускового участка в 1984 году.


8. Здесь возник парадокс: Московская улица находится в противоположном направлении, станцию назвали в честь Московского проспекта, который собирались выделить из проспекта Ленинского (сейчас - Независимости), но не сложилось.


9. Однако, оформление полностью соответствует названию. На путевых стенах находятся панно, посвящённые Москве.


10. Парк Челюскинцев. С сооружения этой станции и началось строительство метро в 1977 году.


11. Есть мнение, что изначальный проект был похож на станцию в другом метрополитене, поэтому проект был спешно переделан. Так или иначе, на мой взгляд, это наименее выразительная станция в Минске.


12. Академия наук. Колонны украшены металлическим профилем, похожий приём использован и на Академической в Петербурге, что символично.


13. Станции, возведённые во времена СССР, очень похожи на другие метрополитены той эпохи (Нижний Новгород, Новосибирск, Самара).


14. Площадь Якуба Коласа. Очень уютная станция за счёт жёлтой керамики и потолка, стилизованного под двускатную крышу.


15.


16. Колонны украшены керамическими панно на тему произведений Якуба Коласа.


17. Площадь Победы. К сожалению, как и на многих станциях первой очереди, оригинальное освещение отключено, используются лампы дневного света.


18. Интересна не только станция, но и мемориал, расположенный в переходе под монументом Победы


19. Октябрьская - центральная станция в Минске, даже ближе к полуночи не удалось сделать кадр без пассажиров. Такой пассажиропоток обеспечен в первую очередь пересадкой, вернее двумя переходами на Автозаводскую линию.


20. Это сыграло печальную роль - здесь произошёл теракт в 2011 году. В память об этом на выходе установлен знак "Река памяти".


21. В торцах станции расположены панно, прославляющую советскую власть, но гораздо интереснее флорентийские мозаики, которые расположены на выходах, встроенных в здания на проспекте Независимости: они рассказывают о истории БССР.


22. Ещё одна загруженная станция за счёт выхода к вокзалу и в центр города - Площадь Ленина.


23. После распада СССР площадь, в честь которой назвали станцию, переименовали в Площадь Независимости. Также стали объявлять и станцию метро, и подписывать её на схемах и указателях. В 2003 году выяснили, что постановления о переименовании станции не было, теперь станция однозначно носит своё первоначальное название, которому полностью соответствует оформление: в торцах станции находятся барельефы с изображением В.И.Ленина и в память о событиях революции 1905 года, которые происходили около железнодорожного вокзала.


24. Это одна из немногих станций с наземным вестибюлем, который встроен в здание управления метрополитена.


25. Институт культуры - конечная на пусковом участке. В проекте именно она называлась Московской.


26. Станция украшена витражами, которые образно обыгрывают национальную культуру.


27. В прошлом году Минский метрополитен отмечал юбилей, в честь чего выпущены жетоны с изображениями первых 8 станций.
Кроме жетонов, оплатить проезд можно с помощью транспортных карт метрополитена или Минсктранса. Одна поездка стоит 4500 белорусских рублей (около 22 российских).


28. Совсем недавно, в 2012 году Московская линия была продлена вдоль проспекта Дзержинского на юго-запад. Первая станция на нём - Грушевка.


29. Очень нравится, как на новых станциях стилизуют букву «ў».


30. Ну и какая же Грушевка без груши?


31. Михалово. Станция с необычным расположением выхода из центра станции.


32. Над выходами - металлические вставки с городским и пасторальным видами.


33. Петровщина, несмотря на молодой возраст, уже успела попасть в рейтинги красивых станций.


34. Потолок создаёт эффект звёздного неба. Приём не новый, но здесь он выполнен идеально.


35. Конечная, самая новая станция в Минске - Малиновка.


36. Три пары колонн в центре станции стилизованы под деревья, на ветвях которого сидят птички. И вновь стилизованные «i» и «ў».


Следующая часть про Автозаводскую линию.
Большое спасибо Минскому метрополитену и особенно пресс-секретарю Кузьмину Андрею Александровичу за помощь в организации и проведении съёмки.
Tags: Минск, Минский метрополитен, метро, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments